Страница обновлена 08.03.2016

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 66"

Страница обновлена 08.03.2016
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 66"

 Характеристика проекта

    Приоритетное направление инновационной деятельности в региональной системе образования на 2015 г.: новые механизмы формирования актуальных компетенций у педагогов образовательных организаций.

Цель проекта:

    Разработка комплекса организационно-педагогических и научно-методических условий развития школьных служб медиации (ШСМ) в региональной системе образования.

 Задачи проекта:

  1. Разработка вариативных моделей школьных служб медиации: цели, задачи, организация деятельности, формы реализации, организационно-педагогические условия, контроль и оценка эффективности.
  2. Определение комплекса необходимых профессиональных компетенций специалистов, участвующих в реализации модели ШСМ.
  3. Разработка пакета типовых нормативно-правовых документов, определяющих деятельность ШСМ.
  4. Разработка и апробация эффективных медиативных технологий.
  5. Разработка комплекса методических материалов по сопровождению использования медиативных технологий деятельности ШСМ.
  6. Разработка и апробация вариативных программ и форм повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ШСМ и других участников медиативного процесса.
  7. Разработка методики оценки эффективности работы специалистов по решению задач ШСМ.
  8. Разработка предложений в региональную программу развития системы образования Ярославской области по реализации апробированной модели ШСМ в образовательных организациях региона.
  9. Разработка системы информационного обеспечения проекта.

Обоснование значимости проекта для развития системы образования

    Модернизация системы образования требует системного развития кадрового потенциала, что предполагает овладение новыми компетенциями.

  Динамичные изменения в современном обществе повышают потребность в овладении гражданами навыками конструктивного взаимодействия. Особенно значимым это является для участников образовательного процесса, где конфликт – это неизбежный факт. Это определяется тем, что образовательное пространство школы чрезвычайно насыщено личным и профессиональным общением  различных групп: школьники и их родители, педагоги, администрация.  До сих пор традиционные  методы  разрешения конфликтов в школе носят   авторитарный и силовой характер, что далеко не всегда эффективно. А использование нормативно-правового регулирования тоже не всегда результативно.

   Интеграция России в международное правовое и образовательное поле требует обязательного перехода на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми и подростками, в том числе и в сфере разрешения конфликтов. Вследствие этого  распространение  метода школьной медиации в образовательное пространство Ярославского региона как гуманного инструментария решения трудных ситуаций будет способствовать обеспечению защиты прав детей, создавать условия для обеспечения  равных возможностей и защиты интересов всех участников образовательных  отношений.

    Деятельность в данном направлении регламентирована и определена целым рядом международных российских и международных законодательных актов (см. Приложение 2).

    Российским законодательством определены новые инструменты разрешения конфликтов в школе – это комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, школьный омбудсмен, школьные службы примирения  (медиации), однако в настоящее время их деятельность носит формальный характер, поскольку отсутствуют как профессионально-подготовленные специалисты в сфере урегулирования конфликтов, так и  методическое обеспечение данной  деятельности.

    Это актуализирует партнерство науки и образовательной практики в организационно-педагогической и научно-методической  деятельности по созданию новых механизмов формирования актуальных компетенций. В Ярославской области имеются необходимые ресурсы для обеспечения выполнения государственного заказа по переходу к новым технологиям разрешения конфликтов. Так, подготовка профессиональных конфликтологов в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в течение 7 лет может служить фундаментом для нужд  образовательной практики в области урегулирования конфликтов. А апробирование результатов совместной работы по развитию ШСМ будет способствовать распространению альтернативных способов разрешения конфликтов в образовательных организациях региона с целью снижения конфликтности в обществе в целом.

     Основная идея Проекта предполагает разработку инновационного комплекса организационно-педагогических и научно-методических условий развития школьных служб медиации на базе МОУ средней школы № 66 г. Ярославля с научно-методическим сопровождением специалистов Службы конфликтологического консультирования и медиации ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского».

     Совместная работа ЯГПУ и школы № 66 уже дала конкретные результаты. Осенью   2014 г.  при  научно-методическом  сопровождении специалистов Службы конфликтологического консультирования и медиации ЯГПУ   на базе МОУ средняя школа  №66 начал работу Ресурсный центр  по развитию школьных служб примирения и сопровождению деятельности Комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.