"Средняя школа № 66"
Характеристика проекта
Приоритетное направление инновационной деятельности в региональной системе образования на 2015 г.: новые механизмы формирования актуальных компетенций у педагогов образовательных организаций.
Цель проекта:
Разработка комплекса организационно-педагогических и научно-методических условий развития школьных служб медиации (ШСМ) в региональной системе образования.
Задачи проекта:
- Разработка вариативных моделей школьных служб медиации: цели, задачи, организация деятельности, формы реализации, организационно-педагогические условия, контроль и оценка эффективности.
- Определение комплекса необходимых профессиональных компетенций специалистов, участвующих в реализации модели ШСМ.
- Разработка пакета типовых нормативно-правовых документов, определяющих деятельность ШСМ.
- Разработка и апробация эффективных медиативных технологий.
- Разработка комплекса методических материалов по сопровождению использования медиативных технологий деятельности ШСМ.
- Разработка и апробация вариативных программ и форм повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ШСМ и других участников медиативного процесса.
- Разработка методики оценки эффективности работы специалистов по решению задач ШСМ.
- Разработка предложений в региональную программу развития системы образования Ярославской области по реализации апробированной модели ШСМ в образовательных организациях региона.
- Разработка системы информационного обеспечения проекта.
Обоснование значимости проекта для развития системы образования
Модернизация системы образования требует системного развития кадрового потенциала, что предполагает овладение новыми компетенциями.
Динамичные изменения в современном обществе повышают потребность в овладении гражданами навыками конструктивного взаимодействия. Особенно значимым это является для участников образовательного процесса, где конфликт – это неизбежный факт. Это определяется тем, что образовательное пространство школы чрезвычайно насыщено личным и профессиональным общением различных групп: школьники и их родители, педагоги, администрация. До сих пор традиционные методы разрешения конфликтов в школе носят авторитарный и силовой характер, что далеко не всегда эффективно. А использование нормативно-правового регулирования тоже не всегда результативно.
Интеграция России в международное правовое и образовательное поле требует обязательного перехода на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми и подростками, в том числе и в сфере разрешения конфликтов. Вследствие этого распространение метода школьной медиации в образовательное пространство Ярославского региона как гуманного инструментария решения трудных ситуаций будет способствовать обеспечению защиты прав детей, создавать условия для обеспечения равных возможностей и защиты интересов всех участников образовательных отношений.
Деятельность в данном направлении регламентирована и определена целым рядом международных российских и международных законодательных актов (см. Приложение 2).
Российским законодательством определены новые инструменты разрешения конфликтов в школе – это комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, школьный омбудсмен, школьные службы примирения (медиации), однако в настоящее время их деятельность носит формальный характер, поскольку отсутствуют как профессионально-подготовленные специалисты в сфере урегулирования конфликтов, так и методическое обеспечение данной деятельности.
Это актуализирует партнерство науки и образовательной практики в организационно-педагогической и научно-методической деятельности по созданию новых механизмов формирования актуальных компетенций. В Ярославской области имеются необходимые ресурсы для обеспечения выполнения государственного заказа по переходу к новым технологиям разрешения конфликтов. Так, подготовка профессиональных конфликтологов в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в течение 7 лет может служить фундаментом для нужд образовательной практики в области урегулирования конфликтов. А апробирование результатов совместной работы по развитию ШСМ будет способствовать распространению альтернативных способов разрешения конфликтов в образовательных организациях региона с целью снижения конфликтности в обществе в целом.
Основная идея Проекта предполагает разработку инновационного комплекса организационно-педагогических и научно-методических условий развития школьных служб медиации на базе МОУ средней школы № 66 г. Ярославля с научно-методическим сопровождением специалистов Службы конфликтологического консультирования и медиации ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского».
Совместная работа ЯГПУ и школы № 66 уже дала конкретные результаты. Осенью 2014 г. при научно-методическом сопровождении специалистов Службы конфликтологического консультирования и медиации ЯГПУ на базе МОУ средняя школа №66 начал работу Ресурсный центр по развитию школьных служб примирения и сопровождению деятельности Комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.