"Средняя школа № 66"
Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатор, медиативное соглашение, процедура медиации.
Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
«Конфликт легче предупредить, чем разрешить»
Это высказывание является девизом школьной службы медиации, которая функционирует на базе общеобразовательного учреждения «Средняя школа №66». Медиация сегодня является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку именно это помогает предупредить назревающие конфликты и сформировать конфликтные компетенции у учащихся.
История «Лиги юного медиатора» в школе №66 началась в 2016 году, когда был проведён первый тематический лагерь. Смена состоялась в осенние каникулы, а по окончании участники лагеря стали первыми членами лиги. С этого момента началась активная работа «Лиги юного медиатора» и постоянное взаимодействие школ г. Ярославля.
Принимая участие в осенних сменах лагеря медиаторов, ребята получают возможность найти друзей, научиться работать в команде, слышать и слушать, общаться с профессиональными медиаторами, развивать коммуникативные навыки.
Ежегодно штат специалистов, которые работают с юными медиаторами, пополняется ценными кадрами. Профессионалы в короткие сроки стараются дать участникам максимум информации и это отлично получается.
Работа тематического лагеря построена с учётом психологических особенностей детей: проводятся мероприятия, направленные на формирование конфликтных компетенций учащихся. Особое внимание уделяется методам ведения переговоров и поведению в конфликтных ситуациях. В программу включены мини-лекции, семинары, тематические арт-мастерские, переговорные игры и учебные медиации.
В этом году состоялась IV смена лагеря юных медиаторов. Было принято решение о расширении и обновлении рабочей сети школ, поэтому в рядах «Лиги юных медиаторов» появились новые лица, заинтересованные данным вопросом. Отметим, что смена прошла легко и позитивно.
Мы с радостью делимся своим опытом на семинарах, тематических совещаниях, педагогических форумах, педагогических ярмарках.
Правила медиатора:
- Медиатор должен быть беспристрастным: не осуждать стороны конфликта, не занимать чью-то сторону, даже если абсолютно ясно, что одна сторона права, а другая нет; когда медиатор чувствует, что он не сможет быть беспристрастным по некоторым причинам, он должен участвовать в переговорах и перенаправить его к другому медиатору.
- Медиатор не является судьей, который решает, как нужно поступить: по ходу медиации часто у медиаторов возникает желание посоветовать сторонам или указать на правильное решение – это абсолютно недопустимо. Медиатор должен только помочь сторонам самим найти решение, они должны нести ответственность за принятое решение и не должны иметь повода кого-то винить в случае неудачного решения.
- Медиатор не рассказывает другим, о чем говорилось на медиации: принцип соблюдения конфиденциальности. Только если выявляется информация о преступлении или какой-то угрозе, медиатор должен немедленно сообщить учителю или администрации школы.
Памятка учителю-посреднику в разрешении конфликта:
1. Объяснить, что в жизни конфликты возникают часто, и надо научиться их разрешать.
2. Установить ряд правил, чтобы успешно искать решение.
- говорящего не перебивать, дать возможность высказать свое мнение;
- говорить правду, не оскорбляя и не упрекая друг друга;
- стремиться к сотрудничеству, искать общее решение.
3. Обсуждать следующие вопросы:
Вопрос |
Действие |
а) Что произошло? |
Сформулировать суть конфликта. |
б) Что привело к конфликту? |
Выяснить причины. |
Почему это произошло? |
|
в) Какие чувства вызвал конфликт у участников противостояния? |
Определить. Назвать чувства. |
г) Как быть в этой ситуации? |
Найти решение |
-
- Выслушать обе конфликтующие стороны. Они должны быть уверены, что к их мнению прислушиваются. Следить за тем, чтобы высказывания были конструктивными.
5. Стараться снизить эмоциональное возбуждение. Дать возможность высказываться, обеспечивая эмоциональную поддержку. Эмоциональная разрядка способствует в дальнейшем установлению атмосферы доверия на переговорах.
6. Если конфликт сложный, то необходимо рассматривать спорные вопросы по пунктам.
7. Выслушать и обсудить предложения каждой стороны по каждому пункту.
8. Выработать общее решение, одинаково понимаемое сторонами.
9. Принятое решение отразить в соглашении (в письменной или устной форме).
10. Поблагодарить стороны за конструктивное общение.