Размер шрифта:
Цвет сайта:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 66"

Основы медиации
Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатормедиативное соглашениепроцедура медиации.

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

«Конфликт легче предупредить, чем разрешить»

Это высказывание является девизом школьной службы медиации, которая функционирует на базе общеобразовательного учреждения «Средняя школа №66». Медиация сегодня является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку именно это помогает предупредить назревающие конфликты и сформировать конфликтные компетенции у учащихся.

История «Лиги юного медиатора» в школе №66 началась в 2016 году, когда был проведён первый тематический лагерь. Смена состоялась в осенние каникулы, а по окончании участники лагеря стали первыми членами лиги. С этого момента началась активная работа «Лиги юного медиатора» и постоянное взаимодействие школ г. Ярославля.

Принимая участие в осенних сменах лагеря медиаторов, ребята получают возможность найти друзей, научиться работать в команде, слышать и слушать, общаться с профессиональными медиаторами, развивать коммуникативные навыки.

Ежегодно штат специалистов, которые работают с юными медиаторами, пополняется ценными кадрами. Профессионалы в короткие сроки стараются дать участникам максимум информации и это отлично получается.

Работа тематического лагеря построена с учётом психологических особенностей детей: проводятся мероприятия, направленные на формирование конфликтных компетенций учащихся. Особое внимание уделяется методам ведения переговоров и поведению в конфликтных ситуациях. В программу включены мини-лекции, семинары, тематические арт-мастерские, переговорные игры и учебные медиации.

В этом году состоялась IV смена лагеря юных медиаторов. Было принято решение о расширении и обновлении рабочей сети школ, поэтому в рядах «Лиги юных медиаторов» появились новые лица, заинтересованные данным вопросом. Отметим, что смена прошла легко и позитивно.

Мы с радостью делимся своим опытом на семинарах, тематических совещаниях, педагогических форумах, педагогических ярмарках.   


Правила медиатора:

  • Медиатор должен быть беспристрастным: не осуждать стороны конфликта, не занимать чью-то сторону, даже если абсолютно ясно, что одна сторона права, а другая нет; когда медиатор чувствует, что он не сможет быть беспристрастным по некоторым причинам, он должен участвовать в переговорах и перенаправить его к другому медиатору.
    • Медиатор не является судьей, который решает, как нужно поступить: по ходу медиации часто у медиаторов возникает желание посоветовать сторонам или указать на правильное решение – это абсолютно недопустимо. Медиатор должен только помочь сторонам самим найти решение, они должны нести ответственность за принятое решение и не должны иметь повода кого-то винить в случае неудачного решения.
    • Медиатор не рассказывает другим, о чем говорилось на медиации: принцип соблюдения конфиденциальности. Только если выявляется информация о преступлении или какой-то угрозе, медиатор должен немедленно сообщить учителю или администрации школы.

 


 

Памятка учителю-посреднику в разрешении конфликта:

 

1. Объяснить, что в жизни конфликты возникают часто, и надо научиться их разрешать.

2. Установить ряд правил, чтобы успешно искать решение.

  • говорящего не перебивать, дать возможность высказать свое мнение;
  • говорить правду, не оскорбляя и не упрекая друг друга;
  • стремиться к сотрудничеству, искать общее ре­шение.

3. Обсуждать следующие вопросы:

Вопрос

Действие

а) Что произошло?

Сформулировать суть конфликта.

б) Что привело к конфликту?

Выяснить причины.

Почему это произошло?

 

в) Какие чувства вызвал конфликт у участников противостояния?

Определить. Назвать чувства.

г) Как быть в этой ситуации?

Найти решение

    1. Выслушать обе конфликтующие стороны. Они должны быть уверены, что к их мнению прислушиваются. Следить за тем, чтобы высказывания были конструктивными.

5. Стараться снизить эмоциональное возбуж­дение. Дать возможность высказываться, обеспечивая эмоциональную поддержку. Эмоциональная разрядка способствует в дальнейшем установлению атмосферы доверия на переговорах.

6. Если конфликт сложный, то необходимо рассматривать спорные вопросы по пунктам.

7. Выслушать и обсудить предложения каждой стороны по каждому пункту.

8. Выработать общее решение, одинаково понимаемое сторонами.

9. Принятое решение отразить в соглашении (в письменной или устной форме).

10. Поблагодарить стороны за конструктивное общение.


Тест на умение слушать